четверг, 2 июня 2016 г.

Читать ли детям летом?


Конечно, читать! И не только летом, но и в течение всего года, причем читать много, регулярно и самую разную литературу: от той, за которой тянется рука ребенка — до той, которую нужно прочесть по программе. А также читать ребенку вслух, читать рядом с ребенком и вообще всячески приветствовать в своем доме книги, книжные стеллажи и прогулки по книжным магазинам, библиотекам  в свободное время. В наше время совершенно очевидно, что чтение отходит на какой-то дальний план в списке любимых дел, и не только у детей. 
Большинству современных детей сложновато осилить за три летних месяца такой объем чтения. Как вести себя родителям? Заставлять, «махнуть рукой», читать самим вслух?
Действительно, по результатам исследований, в обычном классе. едва ли, наберется три-четыре человека много и с удовольствием читающих детей. Остальные делятся на тех, кто просто предпочитает иные формы досуга и тех, для кого чтение - настоящее мучение. Причин на то множество: участившиеся случаи дислексии (затруднения в овладении чтением и письмом), чрезмерное увлечение телевизором и компьютером, отсутствие положительного примера дома. 
Родителям желающим переломить ситуацию психологи советуют:
  • на собственном примере доказать ребенку, что чтение это не обязаловка и, уж тем более, не наказание, а удовольствие;
  • Читать можно по 20-30 минут, но обязательно ежедневно!!!!;
  • стараться всегда обсуждать с ребенком прочитанное;
  • не отказываться от семейного чтения вслух, даже, если ребенок давно уже сам умеет это делать;
  • летом, все же, оставлять приоритет за активным отдыхом, предлагать книгу в виде смены деятельности, в плохую погоду, по  пол часа перед сном , не заставлять читать и не торговаться;
  • стимулировать интерес к произведению искренними рассказами о своих впечатлениях от прочитанного, подбором фильмов и мультфильмов по мотивам книги;
  • не возражать против чтения ребенком непрограммных детских произведений, даже, если они на ваш взгляд «дурацкие»;
  • если вы видите, что ребенок не усваивает прочитанное, не может пересказать содержание, необходимо обратиться за консультацией к психологу и логопеду. Дислексия поддается коррекции путем систематического выполнения некоторых упражнений.
Наконец, родители должны понимать, что намного лучше, если ребенок прочитает несколько произведений  из списка с удовольствием, чем все подряд «из под палки», ведь это нередко приводит к отвращению от классической литературы на долгие годы.
Хочется добавить, что серьезную помощь и школьники, и их родители могут получить со стороны детских библиотек. Во-первых, совсем не обязательно покупать все рекомендованные книжки, если их можно взять на время. Во-вторых, в большинстве районных библиотек внедряются программы популяризации детского чтения и специалисты работают с ребятами, как в группах, так и индивидуально. После таких занятий у ребенка может проснуться интерес, как к конкретным авторам и произведениям, так и к книге, как источнику знаний, в целом.